Cтанция оптико-электронного противодействия


   Угроза

Сегодня одним из наиболее эффективных и распространенных средств борьбы с самолетами, вертолетами и другими воздушными объектами при ведении боевых действий стали переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Однако их широкое использование в террористических целях крайне обострило проблему безопасности полетов гражданских самолетов и вертолетов, сделало ее одной из самых острых и актуальных в современных условиях.

О том, насколько эффективны ПЗРК в борьбе с летательными аппаратами различного назначения свидетельствуют далеко не все известные результаты их применения в ходе боевых действий и в мирное время.

Уже первые результаты применения ПЗРК в арабо-израильской войне 1969 г. продемонстрировали их высокую эффективность. Только в течение ноября-декабря этого года с применением ПЗРК "Стрела-2" было сбито 12 самолетов и вертолетов. При этом была отмечена одна важная особенность - надежную защиту летательных аппаратов от поражения ПЗРК весьма трудно обеспечить и, несмотря на проведение комплекса технических и тактических мероприятий, требуемый уровень защиты от них достигнут не был. В ходе очередных боевых действий на Ближнем Востоке только с мая 1981 г. по июнь 1982 г. этими комплексами в районе Голанских высот было уничтожено более 10 израильских самолетов и вертолетов.

Проблема обеспечения защиты летательных аппаратов от ПЗРК сохранилась и по прошествии почти двух десятилетий, что убедительно продемонстрировала Балканская война 1999 года. Только действия с высот более 3500 м и широкое применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с тепловыми головками самонаведения (ГСН).

Опыт локальных войн последних десятилетий показывает, что примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов в военных конфликтах связано с попаданием в них управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения (журнал "Зарубежное военное обозрение" №4, 2002 г.).

Можно констатировать, что угроза применения ПЗРК резко ограничивает диапазон высот применения всех типов боевой пилотируемой авиации, оказывает отрицательное влияние на точность нанесения ударов по наземным и надводным целям, снижает эффективность воздушной разведки и проведение десантных операций. А использование самолетов и вертолетов для решения задач обнаружения и спасения вообще становится проблематичным.

Еще большую угрозу представляют ПЗРК в случае их применения против гражданской авиации, как в военное, так и в мирное время. Это подтверждает значительная активизация деятельности террористов в последние годы с использованием этого оружия. Повышенный интерес к нему с их стороны, наряду с другими можно объяснить двумя следующими важными факторами.

Первым из них являются значительные неконтролируемые запасы различных типов ПЗРК. По оценкам экспертов, в настоящее время "черный" оружейный рынок обладает запасами этого оружия в пределах от 50 до 100 тысяч единиц.

С другой стороны, повышенный интерес к ПЗРК со стороны террористов обусловлен рядом их специфических характеристик. В первую очередь это небольшие их массогабаритные показатели, которые в совокупности с малым временем приведения в готовность к стрельбе (не более 30 с) обеспечивают скрытность расположения на местности и внезапность применения этих комплексов. Кроме того, ПЗРК отличаются простотой в обучении и боевом использовании, а также высокой эксплуатационной надежностью в различных физико-географических и климатических условиях. А если к этому добавить и значительно более низкую стоимость в сравнении с поражаемыми ими летательными аппаратами, то с достаточно высокой степенью вероятности ПЗРК можно рассматривать как "идеальное" средство терроризма.

Указанные и некоторые другие особенности позволяют без больших проблем покупать ПЗРК и доставлять их в любой регион мира.

Исходя из основных боевых характеристик ПЗРК, наибольшей опасности гражданские самолеты и вертолеты подвергаются на высотах до 4,5 км в зоне шириной до 10 км и протяженностью 40-80 км от внешней кромки взлетно-посадочных полос аэродромов. С учетом этих и других факторов риск их поражения при взлете и посадке весьма велик, что неоднократно подтверждалось в последние годы. Причем угроза ракетных атак по авиалайнерам с применением ПЗРК со стороны террористов непрерывно растет, что подтверждают следующие известные факты.

Так, в августе 2002 г. с использованием ПЗРК в Чечне был сбит тяжелый транспортный вертолет Ми-26, при катастрофе которого погибло 115 человек. В ноябре этого же года только неудачно выбранный азимут пуска и относительно невысокая разрешающая способность ГСН ракет "Стрела-2" (SА-7 по классификации НАТО) спасли от гибели 261 пассажира и 10 членов экипажа самолета "Боинг-727" чартерного рейса израильской авиакомпании "Аркиа эйрлайнз". Этот самолет был обстрелян при взлете из аэропорта Момбаса в Кении. Как полагают эксперты, в случае атаки лайнера из задней полусферы и пуске ЗУР по догонной траектории его катастрофа была бы неминуема.

В начале ноября 2003 г. ракетой из ПЗРК был сбит американский вертолет CH-47 с большим количеством военнослужащих, шесть из которых погибли. В том же году 22 ноября одна из двух ракет подожгла немецкий транспортный самолет компании DHL в аэропорту Багдада, который сумел совершить аварийную посадку. В целом же, начиная с мая 2003 г., самолеты США и их союзников в Ираке не менее 20 раз были обстреляны ракетами из ПЗРК.

Из-за угрозы применения этих комплексов в октябре 2003 г. канадские власти запретили посадку двух самолетов компании "Эль-Аль" в Торонто, а в августе того же года английская авиакомпания "Бритиш эйруэйз" на неделю приостановила полеты своих самолетов в Саудовскую Аравию.

Всего же, начиная с 1978 г., в Африке, Южной Америке, на Балканах и в Чечне было зарегистрировано не менее 35 атак на различные летательные аппараты с использованием переносных зенитных ракетных комплексов. При этом, за последние 10 лет в результате обстрела гражданских самолетов с использованием ПЗРК погибло более 300 человек.

Основой всех ПЗРК является зенитная ракета с пассивной головкой самонаведения (ГСН), реагирующей на исходящее от цели инфракрасное (тепловое) излучение. Для повышения их точности наведения и помехоустойчивости в условиях воздействия естественных и искусственных помех ракеты (ПЗРК типа "Игла" и "Стингер") могут оснащаться двухканальной ГСН, работающей как в тепловом, так и фотоконтрастном режимах.

Заметный рост угрозы для гражданской авиации со стороны террористов, применяющих ПЗРК, резко активизировал работы в ряде стран по созданию средств и систем защиты от них.

О Станции | Угроза | Медиа | FAQs | Публикации | Обратная связь | Карта сайта © LuxInform 2006-2010